Меню сайта |
| | |
 |
Категории раздела |
| | |
 |
Вход на сайт |
| | |
 |
Поиск |
| | |
 |
Календарь |
|
« Май 2017 » |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | |
 |
Архив записей |
| | |
 |
Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
 |
|
 | |  |
| Главная » 2017 » Май » 26 » Радиоочерк
|
[править | править вики-текст] Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск Радиоо́черк — один из документально-художественных жанров в радиожурналистике. Радиоочерк, занимающий ведущие позиции среди документально-художественных жанров на радио, берёт своё начало в газетном очерке. Радио здесь выступило в роли нового вида коммуникации, вызвав первоначальную адаптацию газетного очерка. Литературный текст был вынужден приспосабливаться к звучанию посредством употребления разговорной лексики и иного построения самой фразы, предназначенной уже для чтения и слухового восприятия. Важным фактором выступило обогащение чтения интонациями живой речи[1]. Когда началось освоение звукозаписи на радио, для радиоочерка стали доступны документальная предварительная запись и монтаж, что придало жанру в свою очередь новое качество. Постепенное расширенное применения очерка в радиоэфире связано с его активным освоением акустических выразительных средств вещания. Его развитие было обусловлено конкретными задачами, которые ставила советская пропаганда на разных этапах истории государства. В основном это касалось изменения содержательной составляющей жанра[1]. Радиоочерк является синтетическим жанром ввиду включения в себя элементов других жанров: интервью, зарисовки, репортажа. Причина этого лежит в полифункциональности радиоочерка и использовании разных методов для решения его задач. Структурно радиоочерк делится на два речевых потока: собственно литературный (написанный заранее текст) и спонтанный, импровизированный (беседа с героем). Литературная составляющая служит уплотнению текста и использованию всех художественных средств языка. Живую речь отличает эмоциональность, непосредственность, передача чувств говорящего[1]. Помимо выразительных средств радиовещания, как то звучащее слово, музыка, шумы и монтаж, для радиоочерка важную роль играют сюжет и композиция, призванные раскрыть содержание и выстроить всё в единое целое. Свою ценность для творческого процесса имеют все его этапы: выбор героя, сбор материала, беседы с ним и другими персонажами, создание текста, запись материала в студии[1]. Функции радиоочерка[1]:
социально-педагогическая (воспитательная); образовательная; познавательная.
Тесное переплетение данных функций определяет как предмет жанра радиоочерка, так и методы работы журналиста. Так, радиоочерк рассматривает человека, его социальный характер либо социальные проблемы, нашедшие выражение в действиях людей. Необходимость рассказать о человеке, его делах и внутреннем мире предопределяет методы журналиста. В. В. Смирнов включает в их число «наблюдение, изучение подсобных материалов (печатных источников, документов и т. д.), беседы с самим героем и теми людьми, кто хорошо его знает, авторские размышления о времени, пропущенные через личное восприятие»[1]. Широкий охват материала, характерный для радиоочерка, выражается в практически неограниченном объёме времени и пространства, которыми оперирует автор, которые выражены в тексте. Использование времени и пространства обусловлено творческой задачей, которую перед собой ставит журналист: через выявление характерных черт личности отобразить те важные процессы, которые происходят в современном ему обществе. Отсюда интерес к человеку как к носителю определённых социальных качеств и одна из главных проблем, стоящих перед автором радиоочерка: значимость и масштабность материала должна сочетаться с показом определённых черт человека, его характерных деталей[1]. Основными разновидностями радиоочерка являются портретный, проблемный и путевой. Портретный радиоочерк является наиболее распространённой разновидностью жанра, так как он направлен на решение главной своей задачи — воспитательной. Объектом интереса журналиста могут выступить как «герои своего времени», так и самые простые люди. В проблемном очерке на первый план выходят злободневные вопросы общественной жизни, нравственная позиция людей. Основой путевому очерку служит увиденное и услышанное в движении, а также свидетельства очевидцев. Главной составляющей в нём является автор со своими наблюдениями, замечаниями, репликами и размышлениями, а также важную роль в путевом очерке играет музыка[1]. В этом жанре документально-художественной публицистики оставили заметный след такие мастера эфира, как Л. Азарх, Ю. Гальперин, Е. Ефремова, Н. Киселёва, М. Лагун, Ю. Летунов, Б. Лещинский, Л. Маграчёв, Б. Михайлов, А. Ревенко[1]. Примечания[править | править вики-текст]
↑ Перейти к: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Смирнов, 2002.
Литература[править | править вики-текст]
Боженова Д. М., Топчий Н. Ю. Радиоочерк в современном радиоэфире // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы : материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 19 сентября 2012 г. / Под ред. В. В. Барабаша. — М.: Российский ун-т дружбы народов, 2012. — 202 с. — ISBN 978-5-209-04552-6. Т. В. Лебедева. Радиоочерк // Жанры радиожурналистики. Учебное пособие. — М.: Аспект-Пресс, 2012. — С. 175—200. — 224 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7567-0655-0. Михайлов Б. М. Радиоочерк. — М., 1958. — 80 с. Смирнов В. В. Радиоочерк / Отв. ред. Я. Р. Симкин. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1984. — 151 с. Смирнов В. В. Радиоочерк // Жанры радиожурналистики. Учебное пособие. — М.: Аспект-Пресс, 2002. — 287 с. — ISBN 5-7567-0168-0.
Источник — «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Радиоочерк&oldid=81100705» Категории: РадиовещаниеЖанры журналистикиСкрытая категория: Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
|
Категория: Необычное |
Просмотров: 182 |
Добавил: alena_soboleva_70
| Рейтинг: 0.0/0 |
| |
 | |  |
|